Статья Эндуро Le Touquet 2007

Про гонку во французском городе Туке я узнал пару-тройку лет назад. Случайно наткнулся на трансляцию по каналу AB MotorsПонять, что там на самом деле происходит, по телевизору трудно. Сейчас я точно знаю что, невозможно.

my-face

Le Touquet 2007. 10 - 11 Февраля. Франция. 

letouquet-1krivletouquet-kolei

  1. Как все начиналось.

Про гонку во французском городе Туке я узнал пару-тройку лет назад. Случайно наткнулся на трансляцию по каналу AB Motors. Через пару дней заехал в команду «Терехово» и посмотрел гонку еще раз, но уже с комментариями и обсуждением. На следующий год на просмотр собралось уже достаточно много народа. Понять, что там на самом деле происходит, по телевизору трудно. Сейчас я точно знаю что, невозможно. Видно было, что едут люди очень разного уровня подготовки, что гонка длится 3 часа, что нагрузки на мотоцикл и гонщиков немалые, что по пляжу можно ехать полный газ….

 letouquet-atv-crew 

  1. Инициатор.

Журнал «Мото Ревю» получил на тест квадроцикл. Или «Yamaha» дала на тест квадроцикл. Не знаю, как там это происходит, но протестировать «Raptor 700» решили в боевых условиях. А не поехать ли на какую нибудь гонку или покатушку? Одна из первых смелых идей была - Touquet. Зерно было брошено в нужное время и в нужном месте - за столом в «Терехово». На следующий день на этом столе лежал распечатанный регламент гонки. Разговоры стали принимать все более конкретные черты. Сформировался первый экипаж на YFZ 450 - Владимир Авсеенко/Николай Кудрявцев. Мне предложили поучаствовать вместе с Николаем Богомоловым на редакционном Raptor 700. По началу предложение было настолько заманчивым, что долго раздумывать не имело смысла. От меня требовалось помочь с заявкой и с организационными вопросами на месте. Даже перевозку техники из Москвы во Францию и назад брали на себя тереховские. До начала подачи заявок оставалось 5 дней.

 letouquet-streetletouquet-casino 

  1. Процесс пошел.

Приблизительно с этого момента стало понятно, что мы едем. Непреодолимых препятствий впереди не было видно. Я связался с Арно Жаккаром - организатором Эндуро Шоу, и вообще, активным участником мотодвижения. Оказалось, что он хорошо знает об этой гонке и готов не только сам поехать участвовать, но и помочь в общении с организаторами, бронированием гостиниц и визами, то есть заняться именно тем, чем должен был заняться я сам. Через некоторое время стало ясно, что за первые две недели регистрации на гонку заявилось 90% гонщиков. Допускается 350 квадриков и 1000 мотоциклов. Подавать заявки надо было срочно. В итоге оплатили участие 3 экипажа ATV и 10 мотоциклистов. Для того чтобы поехать на гонку, надо было решить всего несколько проблем: подать заявку на участие, оплатить участие, получить медицинскую справку, оформить спортивную страховку, получить международную лицензию FIM и разрешение на участие от МФР, иметь при себе водительские права категории А, получить приглашение от организаторов, получить французские визы, забронировать гостиницу, решить, как отвезти и привезти назад технику, подготовить мотоциклы и квадрики по требованиям регламента, решить, что делать с механиками и дозаправкой, потренироваться на песке. Ну и еще пара десятков мелких проблем, необходимых для решения крупных. Скажем честно, не все прошло гладко, но остановить процесс было уже невозможно.

 Дороги, дороги.

От Москвы до Le Touquet 2715км. Так как спортсменов собралось немало, мне пришлось поехать на своем автобусе. Всего своим ходом ехали 4 микроавтобуса с одним прицепом. Остальные летели на самолете. Психолог команды Данила приехал на велосипеде из Люксембурга - 400км.

 Le Touquet Paris Plage.

Так полностью называется то место, в которое мы приехали за два дня до гонки. Абсолютно пустой курортный город. Вышли на набережную. Трасса была практически готова. Сразу встретили съемочную группу французского телевидения. Они очень обрадовались, что мы - мотогонщики из России, но выяснилось, что никто из нас не говорит по-французски, а никто из них не говорит по-английски. Пошли гулять по трассе, до конца не дошли, даже не увидели, где там этот конец. Пока трасса ровная, ходить по ней довольно скучно.

 letouquet-kolekletouquet-avseyletouquet-kolyafletouquet-ya 

  1. Заявки.

Как проходил процесс заявок у мотоциклистов, я не видел, поэтому расскажу, как заявлялись квадрики. Начало в 10 утра. Когда мы пришли на место к девяти, в очереди было около 150 квадриков. В этой очереди мы провели весь день с 9 до 5. Смотрят все пункты внимательно и четко, но задачи «не допустить» у судей явно нет. Все очень дружелюбные и милые люди. Отлично проходят документы на русском языке. Судьи радуются, передают их один другому, пытаются читать, охотно верят нашему переводу. Измерение звука в Москве происходило при минус десяти градусах. Ни один мотоцикл не звучал тише нужных 96 децибел. Мы душили впуск и выпуск - с раптором переборщили. Судей очень порадовали наши 88 db.

 letouquet-startatv1letouquet-startatv2

  1. Квадуро.

На старте выстроились 350 квадриков - 7 рядов по 50 штук. Для того чтобы представить, как это выглядит, вообразите Красную площадь, полностью уставленную а-тэ-вэ-шками квадратно-гнездовым методом. Наших на старте было двое: во втором ряду №53 - Владимир Авсеенко, в последнем №336 - я. У меня был опыт езды по пляжу в ралли рейде «Баха Новороссийск». Я встал с края со стороны моря. Песок там более жесткий и ровный. Посмотрел, какая резина и какие квадрики передо мной. Но это не пригодилось - старт был для каждого ряда отдельно, с интервалом 30 секунд. Старт у меня удался, но так как полный газ по прямой едут все, подготовленные аппараты с большей максимальной скоростью стали проезжать мимо. Тактика езды по краю около воды точно правильная - удавалось ехать чуть быстрее, чем по сухому. Обогнал человек десять на торможении перед первым поворотом, правда, в поворот не вписался, хорошо, что ленточку оборвали до меня. Первый круг был очень быстрым с прыжками на ровное. В начале второго круга попал в пробку в шикане. Застряло сразу 3 гонщика, и всем пришлось ждать. На третьем кругу начали набиваться волны на торможениях и разгонах. Передо мной в колее застрял человек, я попытался изменить траекторию и засел. Взялся сзади за бугель, чтобы вытащить - отстрелила чека, мотор заглох. Завелся, застрял опять. Пришлось все повторить еще раз. В конце третьего круга увидел Дениса Яковлева с табличкой, на табличке 27 минут. Пошел на четвертый круг. Недалеко от закрытого парка пытался обогнать в шикане, уткнулся в колею, улетел под колеса обгоняемого, он испугался, похоже, больше меня. Встал как вкопанный. Вскакиваю на квадрик - уехал первым. Заезжаю на дозаправку, меняюсь, дальше едет Коля Богомолов. Проехал три круга, видно, что устал очень. Через полчаса меняюсь - трассу не узнать. Волны несколько километров подряд, трамплины разрыты, колеи везде, где могут быть. Но главное это волны. Квадрики впереди проваливаются по крылья. Пока есть силы - переносишь с волны на волну, силы кончились - перекатываешь, а конца - не видно. Снова переносишь, снова перекатываешь. На третьем кругу свело палец. Силы кончились совсем. Дозаправка, меняюсь. Лежу трупом, пью воду, не могу отдышаться. После своей порции возвращается Коля. Говорит, загорелась лампочка температуры. Смотрим -  вроде все в порядке. Выезжаю на трассу, готовый к самому худшему. А трасса хуже уже не стала. До финиша около трех кругов. Первый еду на втором дыхании. Едется как будто легче. Вдруг вижу, на меня пальцем показывают зрители. Оборачиваюсь, за мной густой белый дым - закипел. Останавливаюсь посоветоваться с Денисом, на табличке 2:50. До финиша 10 минут. Решаем ехать ждать перед финишем. Стою перед толпой фоторепортеров, заглушил. Мимо медленно едут все те, кого с таким трудом обгоняли. Едет лидер. Завожу, финиширую.

 В результате:

№53 Владимир Авсеенко / Николай Кудрявцев 55 место.

№336 Сергей Миндин / Николай Богомолов 205 место.

 letouquet-motomassaletouquet-motomassa2 

  1. Мотоциклы.

В воскресенье - гонка мотоциклистов. Мы поехали на дозаправку. Закрытый парк находился недалеко от первого поворота - в шести километрах от старта. Наших на старт вышло восемь: Евгений Михайлов №251, Петр Сорокин №246, Алексей Фролов №243, Сергей Матросов №241, Арно Жаккар №245, Сергей Кривоногов №242, Валентин Иванов №248, Александр Бредихин №279. С самого утра шел небольшой дождь. Старт случился на несколько минут раньше запланированного времени. В ЗП говорили, что ветром повалило стартовый барьер… Так или иначе все мотоциклисты стартовали одновременно. С того места, где стоял я, старта видно не было. Туча мотоциклов показалась из-за горизонта. Впереди метрах в трехстах от остальных ехало нечто гигантское синего цвета. Ближе стало ясно, что это оппозитный BMW №22 Jean Charl Lenain на скорости под 200. Но получить полторы тысячи евро за “holeshot” у него не получилось. Организаторы насыпали четыре гряды с интервалом метров 150 и высотой около метра в конце семикилометровой стартовой прямой. У входа в поворот с BMW поравнялся KX 480 №19 Yves Deudon. В итоге награда досталась ему. Кстати финишировал Deudon в гонке вторым, добавив себе еще полторы для ровного счета. Дальше картина старта выглядит нереально. На прямике шириной больше ста метров довольно плотно едут мотоциклы на максимальной скорости. У всех пятая передача, у всех полный газ. Картина не меняется в течение 5 минут. Начинается ливень. На въезде и выезде из закрытого парка плотное движение с первого круга, завалы. Лидеры пошли на второй круг. Едут очень быстро, неправдоподобно быстро. Стою после трамплина, с первого круга превратившегося в подъем и спуск. Его все перекатывают с одинаковой скоростью, все открывают полный газ, но лидеры почему-то ускоряются втрое быстрее. Мне показалось, что супер быстро едут человек тридцать и еще человек сто едут очень быстро. Откровенно начинающих нет совсем. Погода стала еще хуже. Подул шквальный ветер, ненадолго пошел град. Фотоаппарат запотел, весь хрустит от песка. По посадке узнаю Петю Сорокина. Дождь закончился, включили солнце. Трасса вся в колеях, волны растут прямо на глазах. Отлично работают судьи: машут желтыми флагами ровно столько, сколько надо и где надо. По их жестам понятно, где лежат упавшие, как надо поменять траекторию, чтобы не упереться в завал. Если человек падает после трамплина, выбегают на середину, машут чтобы проезжали, не сбрасывая по краям. Минут через сорок зашел к нам в ЗП. У Сорокина кончился бензин, у Бредихина сцепление - два схода. Пошел вдоль трассы. Сошел прошлогодний победитель №1 Timotei Potisek. На его CRF не выдержал мотор. До этого его постоянно вел вертолет, по которому очень удобно ориентироваться, где лидер. Отдохнуть можно только на прямике вдоль моря, все остальное - битва с волнами, колеями, засадами. Зрителей - море. Все парковки забиты до отказа, причем наполовину мотоциклами. Вдоль всей трассы, а это 15 километров, несколько рядов болельщиков. Не везде можно подойти. Возвращаюсь в ЗП. Там есть мониторы с хронометражем. В последние полчаса больших изменений нет.

  letouquet-mihailovletouquet-kolei  

Итак результаты такие:

 

№251 Евгений Михайлов 90 место, 10 кругов, средняя скорость 49,99 км/ч, лучший круг 14:14.574.

№243 Алексей Фролов 259 место, 8 кругов, средняя скорость 42,85 км/ч, лучший круг 16:44.394.

№241 Сергей Матросов 290 место, 8 кругов, средняя скорость 41,76 км/ч, лучший круг 17:04.778.

№245 Арно Жаккар 340 место, 8 кругов, средняя скорость 39,53 км/ч, лучший круг 18:08.318.

№242 Сергей Кривоногов 559 место, 6 кругов, средняя скорость 29,70 км/ч, лучший круг 25:27.872.

№248 Валентин Иванов 645 место, 4 круга, средняя скорость 23,61 км/ч, лучший круг 27:27.273.

№246 Петр Сорокин 798 место, сход на 4 круге, средняя скорость 65,84 км/ч, лучший круг 14:41.240.

№279 Александр Бредихин 939 место, сход на 1 круге.

№244 Евгений Медин 938 место, не стартовал.

   letouquet-flyingletouquet-pojar

  1. Ну и что?

В целом осадок остался только положительный. Съездили, посмотрели. Впечатлений масса. Приобрели бесценный опыт для участия в будущем: как готовить технику, к чему готовиться самим. На мой взгляд, выиграть никому из россиян нереально, как нереально выиграть в кроссе наций или мото GP. Атмосфера Le Touquet очень приятная и дружелюбная. Настоящий праздник для мотоциклистов. Эта гонка - отличное приключение для любителей и неплохая тренировка для профессионалов, хотя и недешевая. На обратном пути задавал себе вопрос: хочу ли я поехать в следующем году? Если отвечать разумно и практично, то да, но только если будет возможность стабильно тренироваться весь год, подготовить достойную технику, собрать слаженную команду, решить еще массу попутных вопросов. А если отвечать чисто эмоционально - конечно да!

 

21.02.2007 eXtreme Sport Russia. Сергей Миндин.

 

1-tld-1203-asterisk-1204-renthal-120