ERZBERGRODEO XX 2014

   
   
У команды XSR-MOTO.RU есть такая страсть - коллекционировать самые интересные мировые гонки. Мы уже побывали на американском Суперкроссе, Кроссе Наций, этапе мирового Супербайка, этапах Чемпионата мира по Мотокроссу, Пляжной гонке в Ле-Туке, хард Эндуро Red Bull Romaniacs… Пожалуй уже не плохо, да? А ведь еще остались Остров Мен, Баха 1000, Дакар…
   
   
Сегодня речь пойдет об очередном бриллианте нашей коллекции - двадцатом юбилейном ERZBERGRODEO 2014.
   
гора Erzberg или еще называют IRON GIANT   
  
Четвертый год подряд постоянный партнер нашего Кубка по Кантри Кроссу - Red Bull предоставляет специальный супер-приз победителю - поездку на одну из многочисленных мировых гонок Hard Enduro. Наши призеры побывали уже и на знаменитой пляжной гонке Enduro LeTouquet, и в Румынском городе Сибиу, приняв участие в Red Bull Romaniacs. Супер-приз прошлого года превзошел все ожидания: путевки-участие получили все три призера Кубка. Однако, к большому сожалению, увидеть выступление звездной команды из России не получилось. У бронзового призера Кубка Александра Иванютина возникли проблемы с визой, а победитель Алексей Никишкин не смог принять участие по личным причинам.
   
вид из кабины вертолета
      
Со своей стороны и организаторы Кантри Кросса и российский офис Red Bull сделали все необходимое для участия нашей команды. В качестве аванса мы даже получили стартовые номера с 46 по 48 из 1848 участников! В строю остался только Давид Леонов, занявший второе место по итогам Кубка XSR-MOTO.RU по Кантри Кроссу 2013. Давид - молодой (18-летний), подающий большие надежды российский мотоспортсмен, пробующий себя в самых разных дисциплинах от шоссейно-кольцевых гонок до мотокросса, кантри, эндуро, эндурокросса и супермото. Также в этом году на гонку были заявлены еще 4 участника из России: Илья Ульянников (581), Олег Бибиков (592), Александр Лужин (594) и Евгений Жидков (593).
   
награждение кубка 2013. пол года на подготовку
   
Итак, обо всем по порядку. Постараюсь рассказать подробно и не спеша. Первый вопрос: а что это такое? Это эндуро-мото-фестиваль, который проводится уже 20 лет, с 1994 года. Место уникальное - самый большой каменный карьер в Европе. Кстати, действующий. Взрывные и прочие работы приостанавливаются только на время гонки. Erzberg - это название горы. Ближайщий город, если его можно так назвать, Eisenerz, состоит всего из пары улиц. Из Москвы ехать не так далеко, всего 2200км. Почти вся дорога - автобаны, за исключением части Польши и небольшого отрезка в Австрии. Программа начинается в четверг и завершается в воскресенье. За четыре дня проходит несколько отдельных соревнований и очень разнообразная шоу-программа.
   
   
Российские участники выдвинулись на гонку разнообразными маршрутами. Илья стартовал из Черногории, где сейчас проживает. Южно-сахалинцы Олег и Евгений прилетели в Болгарию на сборы. Там арендовали кемпер и мотоциклы. Потренировались в горах и потом поехали на гонку. Остальные - ехали из Москвы. Дорога у нас заняла 31 час с учетом 4-х часов, потраченных на белорусско-польской границе.
   
вниз тоже ехать не хочется
    
Очень сложно определить количество зрителей и участников. В четверг мне показалось, что народу не так много. Но немного изучив местность, мы выяснили, что только участники стоят на 4-х разных парковках. Территория праздника, с одной стороны, довольно компактная, но так как это горы, то Erzberg можно сравнить с многоэтажным домом. На вопрос «Где вы встали лагерем?» можно услышать: «Там, на четвертом этаже справа». Всего на гонку заявилось 1850 участников. Еще около 200 гидов (в серых манишках) на мотоциклах организуют движение зрителей, журналистов и разных служб. Пресса в синих манишках, строители трассы и организаторы - в красных. Все эти люди постоянно перемещаются по территории на мотоциклах, квадриках, багги и прочих удивительных транспортных средствах. По данным организаторов на гонку собирается около 45000 зрителей. Если добавить сюда участников и их команды, то толпа точно перевалит за 50000.
   
                            трасса rocket ride
   
Сначала мы планировали жить в закрытом парке. Так поступает подавляющее большинство. Но, узнав прогноз погоды, мы все-таки забронировали гостиницу. Ближе 15 км по прямой (и 50 км по дороге) найти уже было ничего не возможно. Из-за этого мы пропустили часть вечернего веселья. Сил на все уже не хватало. Если вы планируете приехать зрителем и окунуться в фестиваль по полной программе, то лучший вариант - это кемпер и мотоцикл или квадрик. За все придется заплатить, но это того стоит. Еще по территории ходят автобусы для зрителей с остановками в интересных местах. Большие такие городские автобусы. Итак, мы добрались до гостиницы поздно  вечером в среду.
   
   Давид Леонов на финише полуфинала rocket ride
   
Четверг - день заявок и отдельной гонки KARCHER ROCKET RIDE. Заявки открыты целый день с 8-ми утра и до вечера. Интересно, что процесс заявок достаточно простой. Нужно принести паспорт или права и бумагу, подтверждающую вашу заявку. Так как организаторы не сотрудничают ни с FIM и ни с UEM, то нет и проверок на шумность выхлопа, страховок, лицензий. Участников фотографируют, раздают стартовые номера, внешне смотрят мотоцикл и все. На месте можно купить страховку с вертолетной эвакуацией всего за 30 евро.
   
   пресс конференция
   
   почта австрии выпустила специальную марку к 20 летию гонки с jonny walker
   
KARCHER ROCKET RIDE устроен так. Это отдельная гонка. Подъем на холм, состоящий из трех секций. В начале все участники имеют одну тренировочную попытку с раздельным стартом. Потом также по одному - засечка по времени. В финальные заезды выходит 48 человек с лучшим временем. Дальше начинаются суперфиналы. В каждом заезде 6 человек стартуют, как в мотокроссе, со стартовой машинки. Трое первых проходят дальше, трое выбывают. В 48 лучших из россиян прошел только Давид. В двух своих отборочных заездах он пришел вторым, то есть отобрался, сначала, в топ-24, а потом в топ-12, чем привлек внимание комментатора. В первом полуфинале Давиду не удался стартовый рывок, потом случилось небольшое касание плечами с другим участником. По ходу подъема он переместился с 6-го на 4-е место, но увы этого не достаточно для финала. Итог: 7/8 место из более чем 400 заявившихся на эту гонку. Лидеры Hard Enduro в этом соревновании обычно не участвуют, а вот участники Чемпионата мира по мотокроссу не только участвуют, но и выигрывают. Так и в этот раз два первых места - за участниками класса MX3. Интересно, что в суперфинал пробился и знакомый российским зрителям Jimmy Verburgh - мотофристайлщик из команды FMX4ever.
   
   
   это не карьерный самосвал, а экскурсионный
  
Вечером в четверг проходит награждение победителей гонки. На центральной площади расположена сцена с огромным экраном, небольшой эндуро-стадион, на котором проводят презентации участников - лидеров. Здесь же огромный пивной шатер на 800 человек, шатры заводских команд, партнеров гонки.
   
   пивной шатер - центр ночной жизни
  
Пятница и суббота - два дня, похожих друг на друга. Основное событие -GENERALI IRON ROAD PROLOGUE. Это пролог перед основной воскресной гонкой. Я бы назвал это соревнование ралли-спринт. Трасса - горный грунтовый серпантин - стартует со дна карьера и поднимается на вершину горы. Перепад высот - 700м. Длина трассы - 13км. Вся дорога размечена. Большинство поворотов на 180 градусов, есть и шиканы и небольшие резкие подъемы. Старт раздельный, по одному человеку. Это самая массовая гонка. Стартуют все 1850 человек с интервалом в 20-30 секунд.
   
   организатор гонки karl katoch дает старт graham jarvis
 давид леонов на старте пролога
   

 давид леонов на старте пролога

    

   александр лужин в очереди на пролог
   

   ты меня лучше в румынии сфоткай, я там лучше смотрюсь
  
Для лидеров интервал больше, остальных пускают чаще. У каждого есть всего две попытки: одна в пятницу, вторая в субботу. Защитывается лучший результат. Первые 500 мест допускаются для основной гонки в воскресенье. В пятницу у нас сказалось отсутствие опыта. Оказывается, можно было пешком сходить и посмотреть всю трассу. Вдоль большей части трассы идет грунтовая техническая дорога, и некоторые участники даже проехали по ней на мотоциклах. Наши ребята ехали «с листа», видя трассу в первый раз. Почти все 13 км - с одной стороны скала, с другой обрыв, отделенный небольшой грунтовой насыпью.
   
   martin kettner представляет участников
   
     jonny walker и dougie lampkin на заднем плане давид леонов и николай кудрявцев
   
С первой попытки Давид занял 157 позицию, остальные россияне в первые 500 не попали. Когда я наблюдал за этой гонкой, мне вспомнился наш старый разговор с Александром Нифонтовым. Мы обсуждали варианты старта для Кантри-Кросса. Саша считал, что старт должен быть раздельным, как в эндуро, чтобы каждый участник получил свою «минуту славы» на старте. Мне больше нравился вариант общего старта и очной борьбы на трассе. Здесь в Эрзберге раздельный старт занимает весь день с 8-и утра до 9-и вечера. Параллельно в пятницу на эндуро-стадионе проходит презентация лидеров - MITAS ONE-ON-ONE RIDER PRESENTATION.
   
 давид на трассе пролога
   
    на трассе пролога
   
Участники по одному проезжают бревна, баллоны, камни и подъезжают для интервью к ведущему. В середине дня еще два события.  Первое - «Взятие города Эйзенерц» STURM AUF EISENERZ – мото-парад всех желающих по улицам местного городка. Это делается в знак уважения к терпению местных жителей. Надо сказать, что не многие из них выходят на улицу встречать мотоциклистов. Среди зрителей в основном фотографы и приезжие. И  ежегодное общее фото всех участников. В этот раз их построили на месте воскресного старта в форме букв ХХ, в честь двадцатилетия ERZBERGRODEO.  Где-то во время всего этого можно еще посмотреть фристайл на джет-ски в самой большой карьерной луже (это в пятницу) и традиционный мотофристайл на центральной площади (это уже в субботу). Еще в субботу мы пропустили KINI JUMP. Видимо, это что-то похожее на наш «самый красивый прыжок», только прыгать надо с рампы в почти отвесную сыпучую стену - кто выше.
   
   в лагере российских мотогонщиков
   
   александр лужин г. москва
   
      олег бибиков г. южносахалинск
   

   
   
  илья ульянников
    
К субботней квалификации мы подготовились лучше. Трасса была уже знакома. Набились упоры. Давиду перебрали вилку на мотоцикле, заменили сломанные подножки. Но улучшить время не удалось! На одном из первых поворотов пробивается заднее колесо! Продолжать заезд не имеет смысла! Давид сознательно ехал на камерных колесах. Скорости на прологе очень высокие и точность управления здесь важнее надежности. Увы - не повезло! Для остальных наших день прошел более успешно. В воскресную гонку RED BULL HARE SCRAMBLE пробились Олег Бибиков и Александр Лужин. По итогам квалификации российские спортсмены заняли места: Давид Леонов 167 место (4-й ряд), Олег 445 место (9-й ряд), Александр 480 место (10-й ряд).
   
   старт red bull hare scramble 1-й ряд
 
  старт red bull hare scramble 4-й ряд давид второй
  
 один из первых широких подъемов
        
RED BULL HARE SCRAMBLE - самая серьезная гонка серии HARD ENDURO в мире. Кульминация всего фестиваля. Это то, ради чего собираются здесь все: и участники, и зрители. Немного цифр. Количество участников - 500. Старт рядами по 50 участников. Интервал между рядами - 2 минуты. Длина трассы - 24 км. Количество контрольных точек - 23. Средняя скорость у лидера - 17 км/час. Время заезда - 4 часа. Количество участников, прошедших всю дистанцию - 31.
   
   
   
   
     
   

   
Если сравнивать RED BULL ROMANIACS и ERZBERGRODEO, то, на мой взгляд, это как классический мотокросс и суперкросс. Здесь в Австрии, трасса устроена так: постоянная череда препятствий, прогонов почти нет, вертикальный спуск сменяется вертикальным подъемом. Количество участников - это основное препятствие для тех, кто не в первом ряду. А для того, чтобы попасть в первый ряд, надо быть одним из лучших в мире. Кстати они все здесь. От Америки до Японии, от Острова Мен до Южной Африки. Триал, АМА Эндурокросс, ЧМ по Эндуро и конечно лидеры серии HARD ENDURO.
   
   
   
   
Посмотрите результаты и вы все поймете сами. Победил Jonny Walker - молодой англичанин, который сейчас просто творит чудеса! Ему удалось опередить настоящего короля Hard Enduro Graham Jarvis на целых 13 минут. Он установил новый рекорд прохождения трассы 1:39:38. Для сравнения David Knight за 4 часа собрал только 16 точек, а Juha Salminen - 5. На этом звездном фоне выступление всей нашей команды выглядит более чем достойно. Давид Леонов стартовал вторым в своем четвертом ряду. Далее он только два раза воспользовался посторонней помощью. К сожалению, очень много времени уходило на настоящие пробки на трассе. Почти все подъемы, кроме нескольких первых, проезжаются в одну колею. Если путь занят, то гонщики собираются внизу в сплошную массу, не давая друг другу возможности двинуться вперед. Приходится неподвижно ждать своей очереди.
   
   no help zone контрольная точка mashine
   
 давид увидел знакомых  
 
   на этом участке помощь запрещена, но механики могут идти рядом и подсказывать дорогу
   
На первой трети трассы разрешена помощь зрителей и помощников. Здесь надо отдельно сказать о тех, кто помогает участникам. Это настоящие фанаты Эндуро. Зрители собираются в команды. Готовят специальные длинные веревки с узлами, чтобы было легче затаскивать. Все веревки - с карабинами и даже полиспасами и роликами. В каждой такой команде распределены роли: кто тянет, кто руководит, кто спускается и зацепляет веревки. Без этой помощи передвижение по трассе невозможно даже для лидеров. Именно в воскресенье становится видно реальное количество зрителей. Толпа стоит растянувшись по всей трассе. Как в суперкроссе, каждый метр трассы на виду. Везде есть зрители. Везде шумно болеют и понимают то, что происходит на трассе.
   
   победитель гонки jonny walker
   
graham jarvis едет там, куда остальным уже не успеть
     
Проект RideTV получил журналистскую аккредитацию на гонку. За счет этого нам удалось посмотреть наверное около 15 точек на трассе. Нам выделили гида на мотоцикле WR450. И он провел наш полноприводный командный автобус (предоставленный командой Терехово-13) самыми короткими горными дорогами. За 4 часа гонки мы постарались увидеть и старты, и движение лидеров. Разглядеть своих не просто, но и это пару раз удалось. Надеюсь, остальное вы увидите по фотографиям и видео.
   
  и так пару сотен метров в гору
     
   заталкать получилось. рывками переставляя заднее колесо
   
лидерам тоже не легко
     
Для тех, кто думает «А не поехать ли туда в следующем году?»  - ехать надо - не пожалеете. Есть очень много вариантов от участия до vip-туризма. Я, пожалуй, первый раз вижу такую организацию процесса. В прологе может участвовать каждый. Есть даже зачет на мотороллерах, квадроциклах и двухцилиндровых эндуро. Есть мото-туры для зрителей на мотоциклах с гидами. Можно зарегистрировать свой мотоцикл или квадроцикл, как зрительский. Вас будет организованно водить гид, показывая самые интересные места. В самом крайнем случае можно смотреть трансляцию гонки на большом экране на центральной площади, попивая пиво. В этом случае вы даже увидите финиш победителей. Еще я не рассказал о вечерних тусовках. Честно говоря, мы туда не попали, но судя по фотографиям - все как на Октоберфесте с танцами на столах и т.д. Есть там еще одно соревнование ORIGINAL BEER TABLE SLIDE. Это когда из пивных столов собирают небольшой аквапарк… Съездите, расскажете.
   
   
   
ERZBERGRODEO - что-то вроде Эндуро-многоборья. Нужны очень разные навыки: от драг-рейсинга и ралли, до триала, мотокросса и фигурки. Это, конечно, очень сложно. Но тем ценнее победа. Тем больше уважения к победителям.
   
   
   
ridetv на работе
     
Выражаем благодарность всем, кто помог организовать эту нашу поездку: Red Bull (за приз победителям Кантри), Руслану Семенову (за автомобиль-техничку), RideTV (за аккредитацию), команде «Терехово-13» (за все), Николаю Кудрявцеву (за помощь), Владимиру Камушкину (за мотоцикл для Давида). Организаторам ERZBERGRODEO и лично Martin Kettner, Ире Городняковой (за фото и подсказки).
   
  подъем в лесу
    
 олег бибиков ждет польскую веревочку  
    
   олег бибиков - всем спасибо
   

   чешская команда помощи
   
   
   
давид леонов не доволен результатом. говорит все можно было проехать...
     
 я, давид, николай, андрей
   

   
Сергей Миндин
фото: xsr-moto.ru и gorodniakova.com
   
1-tld-1203-asterisk-1204-renthal-120