Статья Эндуро Le Touquet 2008

image001

Le Touquet 2008 - Вторая попытка.

 image002

          Отлично организованная гонка, настоящий праздник мотоциклизма и квадроциклизма. Плюс для нас это еще и поездка из зимы нашей в зиму европейскую, то есть почти в лето. Прошлогодние результаты можно назвать вполне достойными, причем не только «для первого раза», но и в целом. Напомню, лучший результат в квадриках 55 место из 350 стартующих, в мотоциклах 97 из 1000. Теперь о сомнениях: Условия не меняются - 3 часа по песку. В квадроциклах можно ехать двоим по очереди, что в два раза легче, но всего в два раза. Необходима специальная подготовка техники, причем такая, которая нигде больше не понадобится. И самое главное - это как быть самому подготовленным к песчаной гонке к началу февраля.

image003

          Все эти вопросы вяло обсуждались в течение года и уже более активно ближе к заявке. Количество участников 1000 мотоциклов и 400 (в этом году) ATV - это цифра ограничена организаторами. Места раскупаются в течение первых трех недель заявки в Ноябре. За три месяца до гонки  определился окончательный список участников из России. По результатам прошлого года мы получили неплохие стартовые номера. Первый экипаж в квадроциклах под номером 55 Николай Кудрявцев (Терехово 13) и Игорь Тюрин (Альпин), второй под номером 56 Я - Сергей Миндин (Экстрим Спорт) и Денис Яковлев (Мотоклуб Фалькон). На этот раз оба экипажа на боле менее правильной технике YFZ 450. В зачете «мото» - лидер российской команды, единственный среди нас профессионал, - Евгений Михайлов (Парк Экстрим) на YZ 450 с номером 90. За ним опытные любители: №165 SXF 250 Алексей Хахулин (Парк Экстрим), № 166 SX 250 Иван Ульянцев (MX Клуб), №167 SX450F Александр Бредихин, №189 YZ 450 Виталий Мазнов (Терехово 13).

image005image006

          Теперь все в хронологическом порядке с понедельника 28 января. Выехали в 4 часа дня с расчетом приехать на единственную теперь для нас границу рано утром во вторник. Впереди нас на 12 часов едет Михайлов и рассказывает нам по телефону ситуацию на дороге и польской границе. Несмотря на забастовку польских таможенников, границу проехали меньше чем за час. Кстати, за всю поездку документы на мотоциклы и квадроциклы не доставали ни разу. Самые плохие дороги на нашем пути в Польше - одна полоса туда, одна назад, фуры, обгон запрещен, скорость 70. И так надо проехать 700 км. От Москвы до Туке 2800. С заездом в Берлин на дорогу ушло 39 часов.

image007

          В среду утром поселились в гостиницу с видом на пляж, Ла-Манш и трассу. Прямо под балконом шикана. За два дня до гонки город совершенно пустой, только на набережной уже начинают собирать аттракционы, приезжают грузовики заводских команд. Среда ушла на «гастрономический тур», отдых после дороги и прогулки по городу. Вышли посмотреть на трассу… Организаторы обещали ее усложнить и сделать более медленной и зрелищной для зрителей. Шиканы в прошлом году были просто двойные, в этом они начинались с поворота на 180 градусов. Все прямики поделили на несколько частей тычками, больше похожими на заборы чем на трамплины.

image008

          31 декабря Четверг. Едем на знаменитую песчаную трассу Dunkerke на границе с Бельгией. Эту трассу рекомендуют для тренировок перед Туке. С погодой пока не везет сильный ветер, температура градусов 5. Наша задача попробовать новую песчаную резину, покрутить подвеску, попытаться почувствовать дюнный песок. У мотоциклистов на лицах легкое недоумение. Особенно у тех кто первый раз. На тренировку приехал Де Мария и его тусовка - наши стоят открыв рот или повторяют одно и тоже слово. Михайлов смотрится не плохо, но едет совсем по-другому. У квадриков своя трасса. Довольно сильно выбита, с прошлым годом сравнить не получается. Сначала поездили на кроссовой резине - подвеска работает нормально, но мотор садится, не вывозит даже на третьей. Меняем заднюю резину. Квадроцикл как подменили. Едет на передачу выше, не зарывается, катится как по рельсам. На этом ходу подвеска перестала справляться окончательно - лупит по рукам, подбивает, крестит. Покрутили регулировки, поджали пружины - вроде стало получше. Погода испортилась окончательно, пошел дождь.

image009

          1 февраля Пятница - день заявочной комиссии. Думали, приехав за 2 часа до начала будем одними из первых. Самые умные заняли очередь с вечера. Стоим где-то в первой трети. На этот раз заявка происходит в здании крытого теннисного клуба. Перед входом проверяют уровень шума выхлопа. Максимально допустимый 96db. Нам намерили 97, но судья подмигнул и поставил зеленую отметку. У Колька прибор показывает 92 и это с гоночной трубой Yoshimura (рядом такую же трубу спешно меняют на другую), судьи собирают консилиум, просят снять сиденье, осматривают воздушный фильтр. В итоге пожимают плечами и пропускают. Не там ищете! Наш народный метод временной борьбы со звуком оказался хитрее. Дальше нужно пройти около 10 столов с разными отметками. На входе дают «карнэт» как на ралли и у каждого стола ставят свою печать. Все прошли в рабочем порядке, если не считать что забраковали шлем с просроченной амологацией.

image010

          2 февраля Суббота - гонка ATV. Начался день не с гонки, а с установки тента в пит-зоне, где мы будем заправляться и меняться. С вечера удалось занять неплохое место в третьем ряду. Всего было рядов 10, чем ближе к въезду/выезду будет дозаправка, тем меньше будет потеряно времени. Перед стартом для квадриков сделали парад-проезд по городу, как и для мотоциклистов. Но если для мото это гонка за лучшую позицию на старте, то для нас это просто довольно нервная процедура, где можно перегреть мотор или спалить сцепление. Не добавили спокойствия и судьи, появившиеся с шумомером в руках. При нас дисквалифицировали одного участника, сняли датчик и номера. Выехали на старт, стоим во втором ряду. Это называется «прегрид» и длится минут 20. Квадрики стартуют по 50 шт каждые 20 секунд. На финише отставание компенсируют. Дали старт первому ряду, но как? Я не видел стартового флага! В том году все было понятнее - перед нами стояла целая шеренга судей. В том году мне удалось выиграть старт в своем ряду (в последнем). Как дается старт, я увидел во время старта. На крыше грузовика справа махнули французским флагом. Я заглох… Почему? Черт его знает почему. Коля стартонул очень здорово быстрее всех соседей. Завожу, пытаюсь достать толпу. На стартовой прямой получилось догнать пару - тройку гонщиков. В конце прямой четыре тормозных трамплина около полутора метров высотой и с очень острыми вылетами. Все это со скорости за сотню. Передо мной двое перевернулись, остальных «выставляет». Приземляюсь на одно колесо, перед остальными трамплинами приходится сбрасывать. На подходе к шиканам удается обогнать пару человек, на прямых один двое обгоняют меня. Из за построенных тычков и обратных поворотов, трасса начинает разбиваться с первого круга. Длинна круга 12,5 км в полтора раза длиннее чем в прошлом году. Планировали проехать 4 круга до первой дозаправки. В очередной шикане попадаю в пробку, но благодаря высокой резине выезжаю первый. Второй круг. После выезда из колеи квадрик подбивает, видимо ошибаюсь с передачей, глохну. Жму кнопку стартера - не заводится, не крутит. Проверяю ключ, чеку, кран, нейтраль - тишина. Не горит ни одна лампочка. Идет время, проверяю все еще раз. Мимо едут люди, время идет. Откатываю квадрик в сторону, соображаю, что можно сделать. Поднял сиденье - провода у аккумулятора на месте. Смотрю дальше иду по проводам, полетели искры, дым, мигнули лампочки. Нашел. Отломился винт на реле, который крепит плюсовой провод. Прижал пальцем, дотянулся до кнопки - завелся. Быстро ставлю сиденье, стартую дальше. Толпа зрителей радостно орет мне вслед. Им прикольно. Скоро поворот в «боксы» у меня там такой винт есть. Так рано меня не ждали. Дениса нет - пошел смотреть на трассу. Виталик помогает с заправкой, я прикручиваю провода. Прибежал Денис, меняемся. Он уезжает на трассу, я остаюсь отдыхать. Отдыхать собственно не от чего. Начало гонки провальное. Потом посмотрели по результатам - на поломку проводки и не запланированную заправку потратили больше 6 минут. Откатились с 93-го на 214-е место. У Коли дела значительно лучше после первого круга он добрался до 35 места, после второго до 30. После четвертого круга, как и планировал, сменился Коля, поехал Игорь - у них 46 место. Денис проехал три круга мы поменялись. Кричит мне что-то «езжай слева!». Выезжаю, трассу не узнать. У нас 155 позиция. До такой степени в прошлом году трасса разбилась только к концу гонки. Волны по руль глубиной, в колеях стоит вода. После первого круга понимаю, что силы меня уже начинают покидать. Внутри сидит досада за неудачный старт. Рождается какая-то внутренняя злость, которая помогает найти второе дыхание и поймать ход. Тут начинаешь получать реальное удовольствие. Я вспомнил, как ехал в прошлом году на Рапторе 700 и мне сразу стало еще лучше. После нарытых кочек образовались такие ямы, что надо было, во что бы то не стало прыгать дальше чем основная масса. А дальше сохранять ход, перенося волны, несмотря на то, что собраться, получалось только перед следующим прыжком. Так прошло три круга, и я уже начал подумывать, а не поехать ли четвертый. Но ответ пришел сам собой в виде сведенного пальца руки. Палец удалось поставить на место, а мысли о четвертом круге оставить. Заправляемся, меняемся - позиция 121. У Коли после двух кругов напомнила о себе травма колена. До финиша 30 минут. Последняя смена. Ждем финиша. За последние 2 круга Денис отыграл еще 24 позиции. Игорь встретил на пути колышек ограждения трассы диаметром 15см. Не дрогнул колышек. Итоговое место после 3 часов гонки: экипаж №55 - 66 место, №56 - 97 место.

image011

          3 февраля Воскресенье. Гонка мото. Посмотреть в этот день есть на что. В начале выезд из закрытого парка уже целое зрелище. 1000 мотоциклистов на старте - это очень, очень много. Когда все одновременно заводят и прогревают мотоциклы - разглядеть своих уже невозможно. Чем в этот момент дышат сами гонщики понять невозможно. Дальше проезд по городу, где случаются и завалы, и падения. Кто проедет первым первый поворот решали между собой заводские команды BMW, KTM, Aprilia и несколько тюнинговых мастерских. Выиграл суперсамопал с ходовой от кроссовой Хонды и мотором от CBR1000R. Женя Михайлов стартовал удачно. После первого поворота он 80-й. В конце первого круга на 42 месте. Первым на дозаправку заехал Саша Бредихин у него возникли проблемы со сцеплением. У всех проявились сложности с системой охлаждения - антифриз заливали литрами. По ходу гонки Женя Михайлов сумел добраться до 39 места и на последнем круге еще улучшить свой результат финишировав 37. На сегодня - это абсолютно лучший результат выступления россиянина на подобных соревнованиях. Компания KTM как всегда не подвела конкурентов и помогла занять нашим участникам на австрийских мотоциклах места: 353-е Иван Ульянцев, 369-е Алексей Хахулин и 821-е Александр Бредихин. Виталий Мазнов 377-й.

image012

          Основной интригой этого года должно было стать противостояние молодости в лице Timotei Potisek и опыта в лице Arnaud Demeester. Потишек, заводской пилот Хонды, выиграл Туке в 2006 и лидировал с большим отрывом в прошлом году. Но, мотор на его мотоцикле выдержал чуть больше половины дистанции. И победителем стал Деместер, выступающий за команду ямаха-франция. В этом году, ожидания битвы полностью оправдались. Несмотря на то, что Деместер вдвое старше своего оппонента, все три часа была настоящая рубка колесо в колесо. С учетом дозаправок оба ехали с разницей в 3 секунды! Все решилось на последнем кругу. За пару сотен метров до финиша, оба гонщика въехали в туннель, а выехал только Деместер. Король песка - как его называют во Франции, выиграл Туке в седьмой раз. Первый раз это было в 1995 году. Кстати, на последнем Дакаре он финишировал восьмым…

image013

image014

Фотографии предоставлены: maindru photo, falkon, eXtreme Sport

Сергей Миндин. eXtreme Sport Russia 2008

1-tld-1203-asterisk-1204-renthal-120